Роль игровой методологии в формировании экологической культуры

Проблемы, связанные с формированием экологической культуры, в последнее время становятся всё более и более популярными. В СМИ обсуждаются острые вопросы, в правительственных кругах создаются новые законодательные акты, 2013 год прошел под эгидой «года экологии». Однако, к сожалению, это не приносит должного результата.

В учебных заведениях количество часов, уделяемых экологии и другим естественным дисциплинам, постоянно уменьшается. Это касается как средней школы, так и ВУЗов. В такой сложной ситуации необходимо разрабатывать альтернативные пути, которые бы помогли с решением данной проблемы. Оптимальным вариантом поднятия уровня экологической культуры становится дополнительное образование. Максимальная эффективность достигается в том случае, когда деятельность переходит от нудных учебников и длинных лекций к практическим занятиям, например к игровым процессам.

1

Образование в виде игры всё ещё остаётся новой технологией для нашей страны, однако она очень быстро набирает популярность вне зависимости от возраста обучаемых. В данном случае основной составляющей воздействия является эмоциональная сфера. Игровая методология позволяет детям полноценно развиваться, а взрослым легко получить все необходимые знания. Кроме того, основные преимущества этой технологии – это добровольность и соревновательный элемент, способствующий самореализации.

Игру как способ передать необходимые знания использовали ещё в древности. Сегодня мы можем привнести в этот процесс новейшие технологии, значительно повысив его итоговую эффективность. Развитие творческой стороны личности, расширение кругозора, проявление интереса к окружающей среде – всё это и многое другое можно воспитать в ребёнке во время игровых занятий.

2

Именно соревновательный дух, который возникает при выполнении игровых заданий несколькими командами, увеличивает интерес со стороны детей. Такой процесс очень сильно отличается от стандартных лабораторных занятий.

Дело в том, что командный тип выполнения задания формирует устойчивую социальную манеру поведения и способствует воспитанию экологических ценностей. Кроме того, в процессе игры дети обретают такие качества как ответственность перед другими членами команды, уважение и взаимовыручка и умение правильно распределять задачи между несколькими людьми. Самое основное отличие игровой формы образования состоит в том, что она полностью исключает принуждения в любом проявлении и формирует доверенную атмосферу творчества и дружеского общения.

Рассмотрим несколько примеров игровых сценариев, которые могут быть полезны при использовании данной методологии:

  • Отделите плод от ботвы морковки и в самый его верх воткните стеклянную трубку небольшого диаметра. Поместите плод в ёмкость с водой. Залейте в трубку соляной раствор небольшой концентрации. Опишите наблюдения и предложите объяснения происходящего.
  • Найдите как можно больше плюсов и минусов маленьких и больших семян растений за установленный промежуток времени. По установленной очередности без повторений говорите по одному от команды.
  • Каждый из нас в той или иной степени сталкивался с комарами и их укусами. Придумайте оптимальный способ борьбы с комарами, который бы имел минимальные последствия для экологии. Объясните свой выбор.

Комментарии: