Проблемы, связанные с формированием экологической культуры, в последнее время становятся всё более и более популярными. В СМИ обсуждаются острые вопросы, в правительственных кругах создаются новые законодательные акты, 2013 год прошел под эгидой «года экологии». Однако, к сожалению, это не приносит должного результата.
В учебных заведениях количество часов, уделяемых экологии и другим естественным дисциплинам, постоянно уменьшается. Это касается как средней школы, так и ВУЗов. В такой сложной ситуации необходимо разрабатывать альтернативные пути, которые бы помогли с решением данной проблемы. Оптимальным вариантом поднятия уровня экологической культуры становится дополнительное образование. Максимальная эффективность достигается в том случае, когда деятельность переходит от нудных учебников и длинных лекций к практическим занятиям, например к игровым процессам.
Образование в виде игры всё ещё остаётся новой технологией для нашей страны, однако она очень быстро набирает популярность вне зависимости от возраста обучаемых. В данном случае основной составляющей воздействия является эмоциональная сфера. Игровая методология позволяет детям полноценно развиваться, а взрослым легко получить все необходимые знания. Кроме того, основные преимущества этой технологии – это добровольность и соревновательный элемент, способствующий самореализации.
Игру как способ передать необходимые знания использовали ещё в древности. Сегодня мы можем привнести в этот процесс новейшие технологии, значительно повысив его итоговую эффективность. Развитие творческой стороны личности, расширение кругозора, проявление интереса к окружающей среде – всё это и многое другое можно воспитать в ребёнке во время игровых занятий.
Именно соревновательный дух, который возникает при выполнении игровых заданий несколькими командами, увеличивает интерес со стороны детей. Такой процесс очень сильно отличается от стандартных лабораторных занятий.
Дело в том, что командный тип выполнения задания формирует устойчивую социальную манеру поведения и способствует воспитанию экологических ценностей. Кроме того, в процессе игры дети обретают такие качества как ответственность перед другими членами команды, уважение и взаимовыручка и умение правильно распределять задачи между несколькими людьми. Самое основное отличие игровой формы образования состоит в том, что она полностью исключает принуждения в любом проявлении и формирует доверенную атмосферу творчества и дружеского общения.
Рассмотрим несколько примеров игровых сценариев, которые могут быть полезны при использовании данной методологии:
- Отделите плод от ботвы морковки и в самый его верх воткните стеклянную трубку небольшого диаметра. Поместите плод в ёмкость с водой. Залейте в трубку соляной раствор небольшой концентрации. Опишите наблюдения и предложите объяснения происходящего.
- Найдите как можно больше плюсов и минусов маленьких и больших семян растений за установленный промежуток времени. По установленной очередности без повторений говорите по одному от команды.
- Каждый из нас в той или иной степени сталкивался с комарами и их укусами. Придумайте оптимальный способ борьбы с комарами, который бы имел минимальные последствия для экологии. Объясните свой выбор.