Формирование умения убеждать на занятиях по русскому языку в школе

Умение убеждать, агитировать и отстаивать свою позицию является залогом успеха в современном обществе.

Умение аргументировано излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения является важнейшим условием успешного освоения большинства школьных дисциплин (математика, физика, история, обществоведение и др.). К примеру, в списке основных требований к знаниям и умениям учащихся 10 – 11 классов по предмету «русская литература» значится умение «аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произведению».

На семинарах Совета Европы составлен список ключевых компетенций выпускника учебного заведения, которые особенно актуальны для становления демократического общества и рыночной экономики. «Эти компетенции также можно рассматривать как важнейшую часть общего среднего образования, как его надпредметную составляющую». Один из пунктов данного списка гласит, что выпускник школы должен уметь аргументированно высказать свое мнение по тому или иному вопросу и отстаивать свою позицию в дискуссиях. Это в очередной раз доказывает, что аргументативные умения необходимо активно развивать уже на уровне общего базового и среднего образования.

В связи с этим изучение вопросов обоснования, аргументации собственной позиции и тем «Дискуссионно-полемическая речь» и «Агитационное выступление» в средних и старших классах средней школы приобретает особое значение. Уменьшение количества часов как в целом на весь курс языка, так и на усвоение отдельных тем, особенно речевых тем, требует от учителя особых методических умений, позволяющих при дефиците времени обеспечить полноценное формирование требуемых умений и навыков.

Традиционно школьная методика русского языка включала вопросы обоснования в круг своего внимания: в упражнениях учебников содержались задания с предложением доказать, обосновать, сравнить и т. д., то есть задания касались отдельных логических операций, но целостной методики обучения аргументированию представлено не было. В новых программах и учебниках впервые материал организован так, что умению убеждать можно учить систематически, целостно и на различном материале ( жанрам, основанным на доказывании точки зрения, сочинениям-рассуждениям на разные темы, публичным речам определенной целевой направленности, отдельным элементам процесса обоснования).

Однако, несмотря на очевидный прорыв в речеведении и его дидактическом осмыслении, ощущается необходимость в поиске способов и путей в методическом воплощении рассмотрения названных вопросов в школе. Этим и объясняется авторское стремление попытаться сформировать аргументативные умения.

Комментарии: