Образ учителя в русской литературе

Теме данного образа в литературе во все времена уделялось большое внимание. Профессия учителя — одна из самых ответственных и благородных. Образ учителя играет главную роль на страницах не одного десятка произведений российских писателей. В литературных трудах царской России учитель является человеком, обладающим определёнными знаниями и имеющим одного или двух учеников. После появления школ для крестьянских детей образовалась новая ветвь — репетиторы.

Литература прошлого века наделила учителя высокими моральными качествами, ведь им предстояла большая работа — дать образование безграмотному народу России. Формирование умственных способностей учеников всецело лежало на учителях. Это отражено в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского», где главному герою, для того чтобы получить среднее образование, нужно было одному уехать из своей деревни, так как там образование ограничивалось четырьмя классами, а больше этого у них никто и не знал. В новой школе его лучшим другом стала учительница французского, которую он поначалу даже боялся. «Лидия Михайловна…сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру.. Я шел туда, как на пытку… я в первое время каменел и боялся дышать». И Лидия Михайловна не предала его, как это сделал Тишкин, а пошла на самопожертвование. Именно такие качества как любовь к детям, готовность к самопожертвованию и преданность своему делу отличают учителя двадцатого века. В книге Василия Астафьева «Последний поклон» учитель пришел домой к ученику, чтобы показать фотографию, на которой тот не смог присутствовать из-за болезни, а фотограф в их селении появлялся очень редко, и это было для него очень важно. Георгий Полонский, автор киноповести «Ключ без права передачи», описал в своём произведении целый педагогический коллектив, из которого ключ к ребячьим сердцам нашла только Марина Максимовна — учитель словесности. Её ученики ждут с радостью следующий урок: «Вечер сказок Евгения Шварца — помните, всё откладывали?.. Или вечер французской поэзии… Или вам самим нет дела до них?  — Да что вы?! Наоборот! Вдвойне охота…». Или же учительница химии, уроки которой являются для них мучением: «Я вообще могу уйти и фармацевтом устроится!…Сколько раз себе даю слово» — заявила Эмма Павловна.

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» — точно подметил Лев Николаевич Толстой. Эмма Павловна работает по стандартам образования и у неё нет уверенности, что её призвание учитель. А такие учителя, как Марина Максимовна, Лидия Михайловна становятся нам близкими людьми, заменяя чем-то родителей. Таким представился мне образ учителя в русской литературе.

Комментарии: