Требования к уроку в учебно-воспитательном процессе

Урок – форма организации учебного процесса, существующее вот уже не одно столетие и не претерпевавшее существенных изменений со дня возникновения. И, будучи проверенной временем, несмотря на очевидные преимущества по-прежнему используется в подавляющем большинстве как российских, так и мировых школ.

Качество урока во все времена является залогом хорошего усвоения знаний и качества образования в целом. Являясь существенной частью учебно-воспитательной системы, урок одновременно сам является сложным многоэтапным отрезком времени, включающим в себя различные по времени и содержанию периоды. Кроме того, урок в концентрированном виде содержит в себе все компоненты целостного учебно-воспитательного процесса. Но, учитывая накопившиеся противоречия в системе организации учебного процесса, нельзя не отметить нарастающую необходимость реформирования.

В первую очередь, изменения должны коснуться содержательной стороны современной классно-урочной системы. Скорость развития современного общества ускоряется, вместе с тем стремительно меняются и требования к системе знаний-умений – навыков выпускника школы и молодого специалиста. Поэтому, особая роль принадлежит задаче систематического обновления учебно-воспитательного процесса, позволяющее привести компетенции выпускника к действующему на данный момент социальному заказу. Это требование должно повлечь за собой целый ряд новых задач, к числу которых относятся переподготовка кадров и спонсирование повышения ими квалификации; выработка достаточно гибких стандартов учебно-воспитательного процесса, качественно новой системы тестирования и контроля знаний, выработка новых учебно-методических пособий.

Немаловажным этапом модернизации образования является воплощение в жизнь индивидуального подхода, позволяющего внести в учебно-воспитательный процесс максимум творчества. Отсюда вытекает пересмотр способа преподнесения материала. Актуальной альтернативой современной подача знания является проблемное обучение. Одной из главных отличительных свойств этой формы является подач материала не в виде готового знания, а в виде выставленного на обсуждение вопроса, способы решения которых в назначенное время должны представить учащиеся. При этом специальные условия либо ограничения отсутствуют; ученик абсолютно свободен в выборе поисковых средств и путей решения.

Низкая практикоориентированность также является одним из минусов, присущих современной школе. Учебные заведения различного уровня ориентированы прежде всего на теоретическую подачу материала; но не применению её в реальных жизненных ситуациях. Если на первом уровне качество усвоения информации проявляется в усвоении, запоминании и понимании знаний; на втором – применению её в исходной ситуации. Высший уровень усвоения информации показывает готовность использовать информацию в качественно новых условиях, демонстрируя готовность творчески и нестандартно подходить к решению проблемы.

Для того чтобы качество усвоения информации повышалось, а выпускники были максимально готовы к реальностям современных требований к соискателям, в учебно-воспитательном процессе должны быть максимально задействованы технические средства, владеть которыми в равной степени должны как учащиеся, так и сами педагоги. Не стоит пренебрегать также нестандартными формами проведения урока: киноурок, эксперимент или опыт, познавательную экскурсию, семинаром, бинарным уроком, деловой или ролевой игрой, уроком-путешествием.

Могу привести пример. В моем классе в свое время учился парень, которому на обычных уроках было скучно. Однако, на нестандартных и креативные уроках он проявлял себя наиболее эффективным образом. После школы поступил в строительный ВУЗ. Ныне работает инженером-энергетиком, разрабатывает проеты по установке и налаживанию электрооборудования. Однажды я его встретила и спросила такой вопрос: помогло ли высшее государственное учебное заведение достигнуть таких высоких результатов? Он мне ответил, что повышение квалификации энергетиков для него имело большое значение, чем теоретическая база, которую он получил в стенах универститета. Сравнил мой индивидуальный подход как учителя схожим с подходом, применяемым в учебном центре «Строительство и проектирование». Учебные курсы повлияли на его профессионализм в данной отрасли и развили практические умения.

Комментарии: