Пандемия и актуализация дистанционного обучения
Высшее образование определяет введение современных требований с учетом развития новых интеграционных процессов в университетах и организации онлайн обучения, связанных с глобальными переменами в образовательном процессе. Ген. директор Всемирной организации здравоохранения доктор Тедрос Адханом Гебрейесус 11.03.2020 года на пресс-крнференции COVID-19 квалифицировал данное заболевание как пандемию. При возникновении эпидемии коронавируса, по всему миру стало актуальной проблемой внедрение онлайн технологий преподавания широкого спектра предметов. Эти технологии включают в себя информационную и телекоммуникационную составляющие дистанционной коммуникации учащегося и педагога.
История и зарождение дистанционного обучения
Лондонский университет стал первооткрывателем дистанционного обучения. Начало было положено в 1836 году. Начиная с 1858 года, упражнения и уроки в данном университете отсылались по обычной почте, а экзамены проводились в открытом режиме. Такие методики позволяли создавать учебные филиалы университета и обучать студентов по аналогичным университетским программам. Еще ранее в 1728 году профессор из Американского университета Калеб Филипс сделал нововведение по изучению скоростного письма и корреспонденции с помощью почтовых служб. Заочная форма обучения появилась в 1856 году в Берлинском институте. Через некоторое время студенты Американского университета Чикаго, королевского университета в Канаде начали получать дистанционное образование. Обучение дистанционно в современном понимании стало доступно в начале 20 века. В период развития радио появились методики преподавания радиокурсов в Пенсильванском университете Америки.
Образовательный процесс во время пандемии.
Возвратимся в контексте организации онлайн обучения к вышеупомянутой проблеме пандемий, COVID-19 и грядущих эпидемий, с которыми может столкнуться современная цивилизация. В период угроз биологических и химических заражений технологии дистанционного образования стали одним из главных инструментов бесперебойного образовательного процесса во многих учебных учреждениях.
Британская компания Quacquarelli Symonds провела исследование о том, какие меры предприняты в университетах по всему миру в связи со вспышкой Covid-19 и возникновением новых вирусов:
— пятьдесят процентов всех курсов, семинаров и тренингов уже проводятся только дистанционно;
— часть курсов запланированы на ближайшие учебные годы;
— приемная компания вузов изменяет даты подачи документов на поступление с учетом возможных дальнейших вспышек эпидемий новых вирусов ;
— часть университетских проектов перенесены на рассмотрение в ближайшем будущем;
— появились учебные сервисы с новыми интерактивными тестами и функционалом по их прохождению.
Отечественные образовательные учреждения на протяжении короткого периода времени овладели новыми навыками использования дистанционного обучения, в результате чего стали более активно применяться онлайн-презентации, электронные учебно-практические пособия и тестовые задания. В целях минимизирования рисков срыва учебного процесса в периоды возможных вспышек новых пандемий вузы, колледжи, школы и техникумы вынуждены планировать продвижение мероприятий по ускорению эффективных мер по переводу обычного учебного процесса на дистанционное обучение.
Тенденции развития дистанционного образования.
Тем не менее, полная замена рабочих программ университетов и средних общеобразовательных заведений для проведения только дистанционного обучения не может быть правильным решением. Предназначение онлайн обучения состоит не в полном переходе учебного процесса на информационно-коммуникационные технологии, а расширение с помощью них традиционных форм связи учеников и педагогов.
В будущем дистанционные формы образования станут мощной надстройкой для передовых учебных методик, усилят производительность труда преподавателей с целью расширения их взаимодейстия с учениками и раскрытия педагогического потенциала.