Педагогическая деятельность учителя – профессия или образ жизни?

Педагогическая деятельность учителя

Едва ли найдется хоть один человек, который в детстве не играл в школу. Кто-то довольствовался скромной ролью ученика, а для кого-то истинным удовольствием было, поправляя несуществующие очки, изображать учителя. Понарошку наказывая или поощряя, они невольно копируют взрослых, состоявшихся и опытных учителей. Копируют в мелочах, но тем самым улавливают самую суть и передают ее с такой точностью, на какую способны только дети. Годы нередко вносят коррективы в правила игры. Сложную профессию учителя выбирают немногие, а хорошим учителем и вовсе становятся единицы. Что же происходит на промежутке времени, когда игра постепенно воплощается в реальность?

Каждый человек на протяжении всей жизни ежедневно чему-то учится. Учится у родителей, друзей, коллег по работе и, конечно, у учителей. И каждому человеку встречаются разные учителя. Те – для кого педагогическая деятельность не профессия, а образ жизни и другие – грустные, порой даже озлобленные, не понимающие и даже не желающие понимать своих учеников преподаватели. Встретить первых – настоящая удача, невероятное везение. Именно о них потом с теплотой вспоминают много лет, их предметы любят и каждое их слово ловят с восторгом и уважением. Такие преподаватели учат не только своему предмету, они, невольно, своей добротой и строгостью, юмором и личным опытом учат жизни, заботясь о будущем своих подопечных. Их работа не заканчивается с окончанием рабочего дня, ведь вечер зачастую посвящен размышлениям о своих учениках. Порой огорченные плохим ответом или чьей-то оценкой преподаватели от Бога переносят часть своей работы домой не только в виде тетрадей на проверку, рефератов или контрольных, но и в виде мыслей и переживаний, которые зачастую намного тяжелее толстой стопки исписанных листов. А как тонко они шутят в ходе своих уроков, как ярко загораются их глаза по ходу объяснения интересной темы, вызывая ответный блеск множества пар глаз.

Обычно тех, кто живет педагогикой, а не просто работает учителем можно узнать сразу. По уверенной неторопливой походке, выверенным временем движениям, мудрым словам. Нет в них ни суетливости, ни раздражительности, ни зла, лишь иногда где-то в глубине глаз мелькнет искорка усталости. Мелькнет и погаснет, никем не замеченная. Ведь ученики редко внимательны к своим учителям. Стремительная юность редко предполагает заботу и внимание ко всем без исключения людям, так и здесь: заметить несправедливость, обидеться – сколько угодно раз, но обратить внимание на эту еле заметную, затаенную усталость никому не приходит в голову. Своим невниманием, черствостью, часто даже бестактным поведением мы обижаем своих мудрых учителей, но мудрости их всегда хватает, чтобы простить и понять.

Редко кто задумывается, что учитель, Учитель с большой буквы, часто определяет выбор профессии своих учеников. Заинтересовав своим предметом, выходя за рамки учебного плана, он предлагает все новые и новые знания и всегда находится для этих знаний благодатная почва. Современный педагог также старается черпать информацию в интернете. Например, в Центре учебной литературы, где можно в том числе увидеть актуальные книги по маркетингу для будущих студентов ВУЗов. Может, не сразу, а через много лет приходит понимание, кто именно послужил причиной выбора высшего учебного заведения, места работы, жизненных приоритетов и ценностей. Во многом стоит благодарить за это наших учителей. Настоящих учителей. По жизни, а не по профессии.

Гораздо меньше везет тем, кому встретились за годы учебы другие люди. Не плохие, нет, просто неправильно выбравшие себе занятие по жизни. Поступившие в педагогический вуз лишь потому, что туда был меньше конкурс или вовсе не имеющие профильного образования. Не имеющие особого интереса к своему предмету по тысяче разных причин. Кому-то химию, физику или историю навязали родители, так как это семейное дело, кто-то просто в ходе обучения разочаровался в выбранном пути, да мало ли поводов не любить свою работу. А бывают совсем сложные жизненные ситуации, когда человеку просто категорически нельзя работать педагогом.

Эти люди могут годами ходить на нелюбимую работу, не оставляя в сердцах своих учеников никакого следа, кроме раздражения, недоумения или даже страха. Неинтересные уроки или лекции, крик, оскорбления, унижают в первую очередь самого преподавателя, делают неприятным и неинтересным не только учителя, как человека, но и , что самое страшное, его предмет. Часто можно услышать что-то вроде «Мне не дается математика», и тут стоит подумать: не дается – или «не дают». Ведь настоящий преподаватель всегда заботится о том, чтобы все, все как один поняли, уяснили и захотели узнать больше, а просто учитель, воспринимая очередную лекцию лишь как полтора часа рабочего дня, не слишком интересуется оставшимися невыясненными вопросами.

Вряд ли кто-то задумывается об этом слишком часто, но лишь единицы из миллионов шестилетних карапузов, самозабвенно ставящих двойки своим товарищам, играя в школу, действительно станут преподавателями. И единицы из этих единиц будут настоящими учителями, учащими жизни, радующимися успехам, тревожащимися из-за неудач. Теми, о ком мы с радостью и теплом будем рассказывать своим детям. Теми, для кого педагогическая деятельность не профессия, а образ жизни.

Комментарии: