Мониторинг уровня воспитанности учащихся 11-х классов
Воспитанность — это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. Положительное воздействие оказывает также обмен культурным опытом со школами других стран. Мы черпаем такой опыт со школой-побратим из Италии. Поэтому второй язык, который изучают наши дети является итальянский язык. А летом отдых и общение. Для отличившихся учеников — поездка в Рим. Естественно, все методики воспитания в иной культурной среде основаны на толлерантности.
Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:
• определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.
С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости у старшеклассников диагностическим отделом был проведен мониторинг, в котором приняли участие 1209 учащихся 11-х классов.
За основу была взята минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников, разработанная заведующей кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета профессором М.И.Шиловой. Школьники оценивались по признакам и уровням формирующихся качеств (от высокого уровня до недопустимого).
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.
Анкетирование проводилось анонимно. Это дало возможность ребятам быть откровенными при выборе ответов. Учащимся предлагалось оценить себя по следующим направлениям:
1. Любовь к Отечеству.
2. Политическая культура.
3. Правовая культура.
4. Интернационализм.
5. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности.
6. Бережливость и экономность по отношению к личной собственности.
7. Успешность в учении и самообразовании.
8. Интеллект.
9. Деловитость и организованность.
10. Коммуникативность.
11. Готовность прийти на помощь.
12. Тактичность, культура поведения.
13. Здоровый образ жизни.
14. Целеустремленность в самоопределении.
15. Информированность.
16. Чувство собственного достоинства.
17. Адаптированность.
Также учащимся была предоставлена возможность высказать свое собственное мнение в случае несогласия с предложенными вариантами ответов.
Диагностика показала, что наиболее сформированы у старшеклассников чувство собственного достоинства (57% опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем развития этого качества), деловитость и организованность (54%), коммуникативность, тактичность и культура поведения (52%). В то же время у школьников наблюдается низкая самооценка успешности в учении и самообразовании (8 % опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем ее развития), низкий уровень информированности (11,3%), готовности прийти на помощь (12,7%). Кроме того, у учащихся 11-х классов наблюдается низкий уровень сформированности следующих качеств:
• бережливость по отношению к личной собственности (33,4% отметили у себя низкий или недопустимый уровень воспитанности);
• успешность в учении и самообразовании (32,5%);
• здоровый образ жизни (28%);
• целеустремленность в самоопределении (25,4%).
Некоторые учащиеся в анкетах отразили свое собственное мнение. Особое мнение учащиеся высказали по проблеме «здорового образа жизни» (2%). Например:
• «Я имею вредные привычки, но не могу от них избавиться»;
• «Я считаю нужным следить за своим здоровьем, но иногда можно и поразвлечься»;
• «Я веду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье. Меня волнует здоровье друзей, но я не вмешиваюсь в их образ жизни»;
• «Я стараюсь следить за здоровьем, но имею вредную привычку (курю)»;
Также особое мнение было высказано учащимися по проблеме «самообразование» (1,5 %). Например:
• «Основные нужные мне знания я получаю вне школы»;
• «Я знаю, что нужно учиться в школе, но те знания, которые мне нужны, я уже получил».