Анкетирование: мониторинг уровня воспитанности

Мониторинг уровня воспитанности учащихся 11-х классов

Воспитанность — это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. Положительное воздействие оказывает также обмен культурным опытом со школами других стран. Мы черпаем такой опыт со школой-побратим из Италии. Поэтому второй язык, который изучают наши дети является итальянский язык. А летом отдых и общение. Для отличившихся учеников — поездка в Рим. Естественно, все методики воспитания в иной культурной среде основаны на толлерантности.

Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности.

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:

• определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;

• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.

С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости у старшеклассников диагностическим отделом был проведен мониторинг, в котором приняли участие 1209 учащихся 11-х классов.

За основу была взята минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников, разработанная заведующей кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета профессором М.И.Шиловой. Школьники оценивались по признакам и уровням формирующихся качеств (от высокого уровня до недопустимого).

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

Анкетирование проводилось анонимно. Это дало возможность ребятам быть откровенными при выборе ответов. Учащимся предлагалось оценить себя по следующим направлениям:

1. Любовь к Отечеству.

2. Политическая культура.

3. Правовая культура.

4. Интернационализм.

5. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности.

6. Бережливость и экономность по отношению к личной собственности.

7. Успешность в учении и самообразовании.

8. Интеллект.

9. Деловитость и организованность.

10. Коммуникативность.

11. Готовность прийти на помощь.

12. Тактичность, культура поведения.

13. Здоровый образ жизни.

14. Целеустремленность в самоопределении.

15. Информированность.

16. Чувство собственного достоинства.

17. Адаптированность.

Также учащимся была предоставлена возможность высказать свое собственное мнение в случае несогласия с предложенными вариантами ответов.

Диагностика показала, что наиболее сформированы у старшеклассников чувство собственного достоинства (57% опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем развития этого качества), деловитость и организованность (54%), коммуникативность, тактичность и культура поведения (52%). В то же время у школьников наблюдается низкая самооценка успешности в учении и самообразовании (8 % опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем ее развития), низкий уровень информированности (11,3%), готовности прийти на помощь (12,7%). Кроме того, у учащихся 11-х классов наблюдается низкий уровень сформированности следующих качеств:

• бережливость по отношению к личной собственности (33,4% отметили у себя низкий или недопустимый уровень воспитанности);

• успешность в учении и самообразовании (32,5%);

• здоровый образ жизни (28%);

• целеустремленность в самоопределении (25,4%).

Некоторые учащиеся в анкетах отразили свое собственное мнение. Особое мнение учащиеся высказали по проблеме «здорового образа жизни» (2%). Например:

• «Я имею вредные привычки, но не могу от них избавиться»;

• «Я считаю нужным следить за своим здоровьем, но иногда можно и поразвлечься»;

• «Я веду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье. Меня волнует здоровье друзей, но я не вмешиваюсь в их образ жизни»;

• «Я стараюсь следить за здоровьем, но имею вредную привычку (курю)»;

Также особое мнение было высказано учащимися по проблеме «самообразование» (1,5 %). Например:

• «Основные нужные мне знания я получаю вне школы»;

• «Я знаю, что нужно учиться в школе, но те знания, которые мне нужны, я уже получил».

Комментарии: