Украина — родина казачества

украинское казачество

Цель:
выяснить происхождение слов «казак», «казачество»,основные версии происхождения казачества, особенности характера казаков, образа жизни. С чего началось забвение казаков? Кем являются казаки в историческом процессе?

Казаки (казаки, раньше и «козаки» от тюркск. «вольный человек», родственно казахи) — южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском пограничье (проходившем по реке Днепр).

Казачество обязано своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига «живой дани», то есть людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. И само слово казак имеет тюркское происхождение, означающее легкую конницу. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-Подонское епископство. Таким образом согнаные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единного монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Шолохова). Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI-XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе.

В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были превращены в военное сословие Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией. Подобные общины («войска?») стали образовываться и на территории России (Московского царства). Старейшим казачьим войском считается Запорожская Сечь, которая была разгромлена Екатериной II в XVIII веке в связи с разбойничьими рейдами на колонистов Новоросии и политической неблагонадежностью. Часть запорожцев (наименее значительная) ушла в Турцию и основала Задунайскую Сечь, часть наиболее вызывавших доверие у правительства полков запорожцев были сохранены в казачьем статусе, переселены на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско. Запорожские Казаки остальных непокорных полков были лишены казачьего статуса (но тем не менее не были подвергнуты закрепощению) и в качестве вольных хлебопашцев (в последствии, однако, часто призывавшихся и на военную службу) были поселены в пустовавшие области в среднем и нижнем течении Дона и Волги, но, таким образом, чтобы быть отделенными от приграничных территорий землями Донского и Волжского казачьих войск, доказавших преданность Престолу — так возникли зоны компактного проживания украинцев в Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях.

Происхождение украинского и русского казачества

Первоначальной родиной казачества считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по черте Путиля и Переяславля. Здесь сложился класс вольных людей с оружием в руках, уходивших в степь для разных промыслов. Этим людям, постоянно сталкивающимися в степи с татарскими воинами и добытчиками и было присвоено тюркское название казаки, потом распространившуюся на вольных людей и в северной Руси. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде всего рязанские стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»)

Также казачество сыграло существенную роль в консолидации украинского этноса.

Запорожская сечь

Запорожские казаки какое-то время к России никакого отношения не имели, а даже когда и имели, занимали особое положение. Ту роль, которую Россия играла по отношению к Донским казакам, по отношению к запорожцам сначала играла Польша, а потом… А потом их так и не удалось сделать такими как все, приструнить и дисциплинировать.
Начало 16 века. Запорожье. Казаки занимаются рыболовством, охотой, соледобычей, разводят скот. На них постоянно нападают, они для защиты строят деревянные укрепления — «городки» или «сечи». Приблизительно в 1530-х произошло объединение разрозненных казачьих организаций, связанных с отдельными сечами, и образовалась Запорожская сечь по названию главного укрепления, являвшегося местом пребывания коша (центрального органа управления), которое перешло и на всю организацию. Первоначально она находилась на о. Томаковка (около современного г. Марганец Днепропетровской области).
Запорожские казаки несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Польское правительство без особого успеха пыталось контролировать их численность, занося в специальные списки — реестры.
В 1568 был сформирован отряд из 300 казаков, которые были внесены в реестр, выведены из подчинения местных чиновников и служили непосредственно королевскому эмиссару. В 1578 был сформирован новый реестр из 500 казаков, которым назначалась ежегодная государственная плата. Командовать этим формированием был назначен польский шляхтич Ян Орыжский.
Все реестровые казаки имели самоуправление и были освобождены от уплаты налогов. Центром реестрового казачества стал город Терехтемиров (на Днепре). Позже количество реестровых казаков было увеличено сначала до 600, а потом и до 1000 человек. Но реальное количество казаков намного превышало цифру, установленную реестром. Среди реестровых было много оседлых, семейных, хорошо обеспеченных казаков, которые обладали значительной собственностью, чаще всего — в районе Киева или Канева. Это были так называемые «городовые» казаки, которые представляли консервативную часть казачества. На Низе, за днепровскими порогами, жили «военные» казаки (в основном именно они принимали участие в походах).
В 1593 центр Запорожской сечи переместился на о. Базавлук (около с. Капуловки Никопольского района Днепропетровской области).
С 1652 центр Запорожской сечи находился в устье р. Чертомлык (около с. Капуловки).
Верховным органом до 1654, т. е. до воссоединения Украины с Россией была сечевая рада, избиравшая войсковую старшину во главе с кошевым атаманом. Войско делилось на курени во главе с куренными атаманами. Запорожская Сечь состояла из 38 куреней. Сначала в курень объединялись только казаки, которые жили в одной местности, но позднее в него стали принимать и казаков из других районов. Женщины и дети на Сечь не допускались.
После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина даже сохранила внешнеполитическую самостоятельность: могла вести самостоятельные контакты со всеми странами, кроме Польши и Турции. После подавления восстания на Дону в 1708 на Запорожье бежало много повстанцев. Царские войска под предлогом борьбы с изменниками 14 мая 1709 разрушили т. н. Старую Сечь. Казаки ушли сначала в устье р. Каменки (120 км к Ю.-З. от Никополя), а в 1711 в урочище Алешки (ныне г. Цюрупинск Херсонской области) во владения Крымского ханства.
В 1734 запорожские казаки по разрешению русского правительства вернулись на родину и образовали т. н. Новую Сечь на о. Чертомлык, в устье р. Подпильной (в районе современного с. Покровского Никопольского района). Территория Новой Сечи была разделена на 8 паланок (округов), которые управлялись назначенной кошем старшиной. Население слобод (сёл), входивших в паланки, делилось на 2 разряда: казаков и посполитых, каждые из которых составляли свою общину (громаду) и выбирали своих атаманов. Основной обязанностью казаков являлась военная служба за собственный счёт (войско составляло 20-30 тыс. человек и участвовало в русско-турецких войнах 1735-39 и 1768-74); посполитые освобождались от военной службы, но выполняли определённые повинности для войска и платили денежные налоги. Главное преимущество казаков состояло в праве занимать (с разрешения коша) землю под зимовники и участвовать в Сечевой раде. Однако казаки и посполитые не являлись замкнутыми сословиями, и был возможен переход из одной категории в другую. В процессе социальной дифференциации разорившиеся казаки и посполитые пополняли ряды неимущих бедняков (голоты, серомы) или переходили в разряд «подсуседков», работавших у зажиточных людей с сохранением личной свободы.
После подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (1773-75) царские войска окружили Запорожскую сечь, принудили казаков к сдаче и разрушили укрепления. Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли стали раздаваться русским и украинским помещикам, а население закрепощалось, частью превращалось в государственных поселян или бежало в Добруджу в турецкие владения, где основало Задунайскую Сечь (она существовала в 1774-1828 на территории Османской империи в устье Дуная, куда они переселились после ликвидации Новой Сечи.
В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находилось в составе сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.
Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока.
В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск.
В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой.
В 1697-1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661-1711) исследовал Камчатку.
Казаки нередко выступали против центральной власти (примечательна их роль в русской Смуте, в восстаниях Разина и Пугачёва), однако с XIX века до Октябрьской революции они в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.
После революции казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения. Тем не менее, во время Великой Отечественной войны значительное количество казаков принимало участие в войне на стороне Красной армии, в которой по приказу Сталина были созданы казачьи формирования. Лишь некоторые казаки предали Родину и приняли сторону Германии. Нацисты объявили этих предателей потомками ост-готов. После 1990 года предпринимаются попытки возрождения казачества.

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ

Казачество — братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.
Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать:
«Слава тебе, Господи, что мы казаки!»
В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле — Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

Казаки!
Мы потомки и наследники первопроходцев, сотворивших Россию.
Превыше всего в Казачестве всегда была
КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ и НАРОДОПРАВСТВО.

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ
Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори себя сам. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброже¬лателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позор¬ный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИЙ!
Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от обще¬ственного положения, образования и прочих заслуг. Решение, принятое на Сборе, — закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Лю¬бой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

3. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ ТВОЕМ
Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду.
Пусть, не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бес¬честные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай скверносло¬вия. Знай: мат еще в XIII веке придумали враги русского наро¬да для оскорбления наших матерей и Веры.
Будь примером в жизни своей и защити обиженного, по¬моги страждущему, накорми голодного, не дай упасть духом и телом.

4.СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы.
Казак за это готов пролить кровь свою, но «не сотвори себе ^ кумира и подобия его!»

5. ДЕРЖИ СЛОВО, СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО
Казак! Помни, что каждое твое слово — это слово твоего народа, слово Казачества.
Выпустишь слово — не поймаешь. Говори, да не проговаривайся. Ибо спроста сказанное не спроста слушано. Стойкость чести в слове.

6. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ
Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков — не от силы; а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову, бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку — Матерью.

7. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА
Если сомнения коснулись твоей души и ты не знаешь, как поступить, — поступай по обычаю своего народа и Вере предков.
Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, рбщину и все Казачество.

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ
Так было всегда у казаков! Взаимная выручка — основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

9. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ, НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ
Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с криком «Дай»„ Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

10. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ
Семья — святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья — основа казачьего общества. Глава семьи — отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование.
Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.
КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ!
КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ!
КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!

Комментарии: